Региональные власти должны будут ликвидировать несанкционированные мусорные свалки, если виновников их возникновения невозможно определить. Сейчас ответственные за ликвидацию таких свалок законодательно не определены. Об этом говорится в законопроекте, подготовленном при участии Российского экологического оператора и принятом в первом чтении в Госдуме.
Финансирование на ликвидацию свалок предлагается выделять из средств экологических штрафов. «Несанкционированные свалки представляют собой большую проблему в сфере обращения с отходами, так как зачастую виновников их возникновения определить невозможно. Но такие свалки представляют собой угрозу окружающей среде и так или иначе должны быть ликвидированы. При участии специалистов РЭО был подготовлен законопроект, определяющий ответственных за ликвидацию свалок. Если виновников не нашли, то ликвидировать их должны органы государственной власти и местного самоуправления в зависимости от размера свалки. Например, если это маленькая свалка, то ликвидировать ее должен муниципалитет в рамках благоустройства, если большая, то регион. Ожидаем, что законопроект будет принят в 2025 году и вступит в силу в 2026-м», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев. Законопроектом будут внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ. Он определяет принадлежность, распределение и источники финансирования ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), обнаруженных в границах муниципальных образований, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в госсобственности. По действующему законодательству, субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления имеют необходимые полномочия для обращения с ТКО, в том числе для недопущения свалок, но не их ликвидации. Законопроект поясняет порядок взаимодействия госорганов и органов местного самоуправления при выявлении свалок во время государственных земельного, экологического и лесного контроля (надзора), а также в рамках мероприятий по лесной охране. Законопроектом закрепляется за муниципалитетами обязанность по выявлению и ликвидации свалок в границах населенных пунктов, поскольку зачастую их образование связано с ненадлежащим накоплением отходов, в том числе раздельным. Уточняется, что объем отходов менее 5 кубических метров может быть убран в рамках благоустройства при регулярной очистке территорий от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, уточняются полномочия регионов по ликвидации свалок за границами населенных пунктов. На субъекты РФ возлагается обязанность по ликвидации свалок объемом более 5 кубометров. Какие конкретно органы должны будут заниматься ликвидацией, определяется нормативно-правовыми актами региона. Например, это может быть региональное минэкологии или региональный департамент экологии. Проектом определены финансовые источники ликвидации свалок — это средства платы за негативное воздействие на окружающую среду, суммы штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Сейчас законопроект о ликвидации свалок (проект федерального закона № 751 834- 8) дорабатывается ко второму чтению с учетом замечаний Комитета экологии, природных ресурсов и окружающей среды Госдумы. Проект федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года.
Свежие комментарии