Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательной маркировке звонков с отображением наименования организаций. Это необходимо, чтобы «выбить у мошенников табуретку из-под ног», но заниматься маркировкой должен искусственный интеллект, заявил 360.ru эксперт в области IT и кибербезопасности, руководитель компании «Форс технологии» Борис Косарев.
Суть законопроекта о защите от мошенников Законопроект объединил в общей сложности около 30 мер борьбы с мошенниками. Помимо маркировки, документ включает: создание информационной антифрод-платформы, на которой будут храниться образцы голосов злоумышленников; запрет на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия и другие; запрет сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам общаться с гражданами и клиентами через мессенджеры. Проект закона внесли на рассмотрение в ГД в феврале 2025 года. Плюсы и минусы инициативы Решение любой проблемы имеет большое количество вариантов, отметил Косарев. «Отключение всей телефонной связи — это тоже решение, но оно неприемлемо, если мы хотим развивать экономику. Если представить себе быстрое, дешевое и эффективное решение проблемы, то вариантов будет немного. Основной вариант, как мы прогнозировали, кроется в том, чтобы „выбить у мошенников табуретку из-под ног“, забрать у них возможность представляться банками и сотрудниками госведомств. Для этого нужен единый определитель номера, который будет работать по умолчанию у всех абонентов», — объяснил эксперт. Однако после этого начинаются проблемы. Для борьбы с мошенничеством, которое осуществляется от имени банков и госучреждений, необходимо введение обязательной культуры регистрации городских и мобильных телефонов, с которых могут поступать звонки. Сейчас и сотрудники правоохранительных органов, федеральной налоговой службы и тем более банков регулярно совершают звонки с личных номеров. Они не могут работать эффективно иначе. Надо дать им возможность внести свой номер в новую базу, чтобы они продолжали работать как работают. Борис Косарев IT-эксперт Косарева насторожила возможная маркировка звонков от коммерческих компаний, так как за «полезной услугой» может скрываться надоевшая всем реклама. «Если мы боремся с мошенниками, на первом этапе надо говорить о маркировке звонков банков и госорганов и только о них, не распыляться на „полезные услуги“ и прочее», — подчеркнул специалист. Маркировкой звонков должен заняться ИИ Что касается маркировки прочих звонков, этим может и должен заниматься искусственный интеллект, считает Косарев. Нейросеть будет определять полезность звонка для конкретного человека. «Важно помнить, что эффективное решение сложных задач с помощью ИИ будет укреплять обороноспособность страны в целом, так как войны будущего — это войны операторов ИИ. К сожалению, кроме главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, никто не поднимает вопрос угрозы ИИ как инструмента преступной и антигосударственной деятельности», — добавил эксперт. Он напомнил, что нейросети уже изобретательно используются аферистами для анализа больших персональных данных, чтобы вырабатывать индивидуальные сценарии мошенничества. Это можно назвать взломом сознания, заключил специалист.
Свежие комментарии