На днях в американском издании Fortune вышло исследование. Согласно тексту, профессиональное выгорание руководителей в США в коллективах «заразно». Например, если в компании выгорел лидер, то в скором времени это ждет и остальных членов команды. Соответственно, качество продукта резко падает. 360.ru выяснил у психолога, можно ли «подхватить» это от коллег или начальника, как распознать такое состояние и справиться с ним.
Выгорание — главный враг бизнеса Издание Fortune опубликовало исследование, согласно которому выгоранием можно «заразиться». Это происходит следующим образом: выгоревший руководитель становится раздражительным, нетерпеливым и вспыльчивым. Это приводит к снижению производительности, в результате чего проблема приобретает массовый характер. Это влечет за собой увеличение количества больничных, прогулов, сокращение штата, кадровую текучку. Как итог — десятки тысяч долларов убытков. При этом большинство руководителей не видят связи между своей хронической усталостью и финансовыми потерями организации. Зато HR уже активно фиксируют «эмоциональные эпидемии» в крупных компаниях. «Выгорание — это состояние хронического стресса, связанное с работой, которое приводит к эмоциональному истощению, цинизму, снижению продуктивности», — рассказала 360.ru психолог и гипнотерапевт Анастасия Валуева. Выгорание руководителя можно распознать по следующим признакам: повышенная раздражительность, нетерпеливость, вспыльчивость; снижение качества принимаемых решений; ухудшение коммуникаций с командой; потеря мотивации и энергии. Признаки у рядовых сотрудников примерно такие же: апатия и потеря интереса к работе; частые больничные; снижение вовлеченности в работу и вопросы коллектива; претензии к руководству; постоянная усталость даже после отдыха; отстраненность, цинизм. Существует ли эпидемия выгорания? Согласно исследованию, выгорание заразно и часто распространяется именно сверху вниз, от начальника к подчиненным. «Рыба гниет с головы, гласит знаменитая поговорка. Если руководитель выгорает, то его поведение негативно влияет на команду. Но в психологии существует такое понятие, как эффект эмоционального заражения, когда в коллективе работают много выгоревших сотрудников и именно они заражают руководителя. Но в большинстве случаев в массовом выгорании все же виноват лидер», — объяснила Валуева. Бывает ли массовое выгорание в России? Психолог отметила, что, помимо США, проблема актуальна и для России. Более того, ее можно назвать распространенной. Так, еще в 2023 году опубликовали исследование НАФИ, согласно которому профессиональное выгорание переживали свыше 13 миллионов россиян. Среди них чаще всего встречались мужчины в возрасте от 35 до 44 лет без высшего образования, занятые в сфере госуправления, финансов, образования, работавшие на одном месте от семи до 10 лет и с невысоким доходом. Распознать массовое или коллективное выгорание можно по следующим признакам: Рост количества больничных и прогулов; Кадровая текучка, когда люди увольняются без явных причин; Снижение качества работы, регулярные ошибки; Токсичная атмосфера с ссорами, конфликтами, напряжением в коллективе, офисными войнами, общей апатией. Как понять, что коллектив выгорел Массовое выгорание — это не просто сумма уставших сотрудников. Это системная проблема, которая отражается на рабочей атмосфере и бизнес-результатах, заявила психолог. Понять, что подступили трудности, можно по эмоционально-поведенческим признакам. «Например, учащаются конфликты, коллеги срываются друг на друге, сотрудники перестают проявлять инициативу, действуют на автомате. В общении преобладает негатив, задачи обесцениваются. Потом снижается продуктивность, растет число ошибок, задержек, начинается прокрастинация. Задачи откладываются, работники не соблюдают дедлайны, уходят в формализм, выполняют обязанности на минимуме и без энтузиазма», — отметила Валуева. Затем подключаются физические и психологические симптомы: люди приходят на работу разбитыми даже после выходных, часто берут отгулы по состоянию здоровья или больничные, жалуются на бессонницу и головные боли — признаки хронического стресса. Далее следуют организационные последствия: текучка кадров, снижение вовлеченности в рабочие процессы, рост «тихого увольнения», когда сотрудники делают ровно столько, сколько необходимо, чтобы остаться на занимаемой должности. «В целом, меняется атмосфера в коллективе, то есть теряется командный дух, каждый начинает играть сам за себя, уходит желание помогать, замалчиваются проблемы, чувствуется напряжение, отсутствует радость от успехов», — отметила эксперт. Чем грозят компаниям последствия массового выгорания Выгорание напрямую вредит бизнесу, убеждена Валуева. «За снижением производительности следует падение качества продукта, за увольнением — затраты по найму и обучению нового сотрудника, за больничным и прогулом — дополнительные расходы», — отметила психолог. Поэтому неудивительно, что в США компании теряют десятки тысяч долларов из-за общей усталости коллектива. Как справиться с выгоранием команды Чтобы справиться с массовым выгоранием, прежде всего важно осознать проблему. «Глава компании должен увидеть связь между своим состоянием, атмосферой в коллективе и убытками. Лидер может взять перерыв, делегировать задачи, в целом посмотреть, как обстоят дела с распределением обязанностей. Далее следует поработать с психологом и HR-специалистом над улучшением корпоративной культуры. Компаниям неплохо было бы внедрять программы психологической поддержки и системы мотивации, чтобы у людей появился смысл работать», — объяснила специалист. А вот игнорирование проблемы лишь усугубит ситуацию. «Нельзя закрывать глаза на очевидные вещи», — отметила Валуева. Помимо психологической поддержки сотрудников руководителю важно улучшать коммуникацию в коллективе. Это можно делать через регулярные планерки, встречи, тим-билдинги, корпоративные игры. Также можно ввести гибкие решения, например, удаленку, сокращенные дни, отмену ненужных встреч. Будет полезно ввести в практику анонимные опросы или встречи с сотрудниками один на один, чтобы понимать, что происходит в команде. Можно снизить нагрузки, пересмотреть дедлайны, отменить лишние задачи. Будет неплохо организовать доступ команды к психологу, тренинги по управлению стрессом. Это касается и руководителя в том числе. «Но самое главное — это личный пример. Если руководитель в стрессе, то коллектив этим заражается. Поэтому лечить выгорание нужно сначала у себя. Ведь это не просто усталость, это кризис, который бьет по бизнесу. Чем раньше его распознают, тем проще исправить ситуацию и преодолеть его», — подытожила Валуева.
Свежие комментарии